Псковская таможня одержала административно-аппаратную победу, добившись присоединения себежских коллег под своим началом. 11 октября вышел приказ главы Федеральной таможенной службы Владимира Булавина о присоединении себежской таможни к псковской. На практике это означает, что Себеж с населением в 5,5 тысяч человек лишается почти 600 рабочих мест.

Первая информация о том, что себежскую таможню могут расформировать появилась еще в конце девяностых. В 2012 году она обрела форму конкретного решения руководства Федеральной таможенной службы.  Тогда к проблеме подключились региональные власти в лице губернатора и некоторых депутатов. «Реорганизация себежской таможни путем присоединения к псковской не соответствует интересам Псковской области», –  громко заявлял губернатор Андрей Турчак.

Тогда сопротивление региональных  властей принесло результат, и вместо оптимизации и сокращений себежской таможне даже пообещали увеличить штат.

В 2014-2015 годах по таможне прошлась волна сокращений. «Это для того, чтобы работать по принципу «одного окна»», – объясняли сотрудникам. Планировалось, что сотрудники таможни в условиях неожиданно появившихся продуктовых санкций, смогут дополнительно выполнять и функции санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля и тому подобное. Таможенники спешно освоили новые специальности, но в итоге все равно работают вместе с представителями Россельхознадзора и смежных ведомств. Последние теперь считаются «высшими консультантами», а таможенники в сокращенном составе делают двойную работу.

Сегодня себежская таможня – одна из ключевых на Северо-Западе. Именно на её пропускных пунктах оформляются товары из Беларуси и Латвии. В её зону ответственности попадает и трасса «Москва – Рига» – самая короткая, а потому и наиболее выгодная дорога для транзита между центром России и Европой. Но работая преимущественно с Московским регионом (большинство грузов направляются именно туда), себежская таможня подчиняется (до 1 февраля 2017 года – Л.С.) Северо-Западному таможенному управлению. При этом растаможивание грузов в большинстве случаев происходит в Москве, из-за чего региональные подразделения недополучают свои доходы.

Поменять ситуацию Северо-Западное управление попыталось в 2009 году. Тогда в себежской таможне начали применять «Концепцию таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ». Она давала возможность оформлять товары непосредственно у границы, вместо того чтобы только принимать груз и отправлять его в центр России.

Несмотря на значительные финансовые вливания, проект не заработал. Три таможенно-логистических терминала у границы были построены, но на сегодняшний день поток грузов, идущий через них, не окупает вложений в полной мере. В большинстве случаев крупные бизнес-игроки все равно предпочитают оформлять груз в Москве и решать все проблемные вопросы непосредственно из центрального офиса.

Одна из главных проблем себежской и псковской таможни – наличие нормативных планов, которые формулируются вне зависимости от сезона и внешнеполитических реалий. В условиях постоянного снижения пассажирского потока даже на поезде «Москва — Рига» выполнять план по раскрываемости становится всё сложнее – таможенники лишаются премий, а затем и рабочих мест. Возможно, поэтому одним из главных отделов сотрудники себежской таможни считают кинологический – собаки помогают «вытягивать показатели».

В руководстве Северо-Западного таможенного управления настаивают, что переход себежской таможни в подчинение псковской не означает расформирования первой. Чиновники называют этот процесс реорганизацией, которая, как они выражаются, поможет совершенствовать структуру и повысить эффективность на местах.

После принятого руководством ФТС решения Себеж лишится почти 600 рабочих мест. Фото: cs21.ru

Если говорить более конкретно, для федерального центра этот процесс – оптимизация, которая позволит сократить заметную часть административных расходов, что, видимо, связано с новой политикой Булавина, сменившего Андрея Бельянинова, который попался на «коллекционировании денег».

Для регионов – получить возможность контролировать больший участок границы, улучшить абсолютные показатели и в целом повысить собственную значимость на общефедеральном уровне.

В борьбе между «полевиками» и «аппаратчиками» победу одержали «аппаратчики».

Стандартная, на первый взгляд, оптимизация интересна тем, что её идея пролоббирована снизу. По информации «Псковской губернии», после громкой истории с защитой регионообразующего предприятия (именно так называл себежскую таможню в 2009 году Андрей Турчак – Л.С.) в Федеральной таможенной службе не планировали реорганизацию, но предложение о ней поступило из Псковской таможни еще в начале этого года.

В 2016 году региональные власти уже не считали наличие почти 700 рабочих мест (значительная часть которых после реорганизации исчезнет) и созданную за 25 лет инфраструктуру принципиальными факторами развития для района и региона, поэтому к оптимизации отнеслись с молчаливым пониманием.

По неофициальной информации, в первую волну оптимизации себежской таможни будут сокращены около 300 человек: ликвидируется несколько отделов, в том числе валютного контроля. Тем, кто в силу возраста может продолжать работу, руководство предлагает переезжать в Псков и Ленинградскую область, но менять собственный дом на съёмную квартиру и переводить детей из одной школы в другую готовы далеко не все.

Сегодня административный штат себежской таможни размещается в трехэтажном корпусе, который ветераны службы считают самым новым и крупным в райцентре. По неофициальной информации, за его образцовое содержание заместители руководителей получали премии даже от федерального руководства. На чьём балансе оно окажется в случае масштабных сокращений, пока неизвестно.

Плановые показатели, которые могли стать одним из мотивов псковской таможни предложить центру реорганизацию, у обеих таможен не сильно отличаются. Себежская в 2015 году отправила в госказну свыше 10 миллиардов рублей, Псковская –  17 миллиардов 342 миллиона. Опережать план псковской таможне удаётся за счет преобладающего внутреннего направления, в то время как себежская, несмотря на внедрение той самой концепции, всё равно остается больше транзитной.

Представители Федеральной таможенной службы в неофициальных беседах говорят, что не видят в грядущей реорганизации катастрофы. По их мнению, это логичное продолжение тенденции последних 7 лет: один регион – одна таможня. Чиновники не учитывают только одного: за последние шесть лет население Себежа только по официальным данным сократилось более чем на 900 человек. Сейчас в городе проживают 5449 человек, и  реорганизация градообразующего предприятия может стать для него приговором.

Россельхознадзор перед Новым годом активизирует отлов санкционной продукции

Россельхознадзор поручил территориальным управлениям совместно с другими госорганами согласовать мероприятия по предотвращению ввоза в РФ запрещенной продукции перед новогодними праздниками, сообщает ведомство

«Россельхознадзор дал указание своим территориальным управлениям о согласовании с территориальными органами МВД, ПС ФСБ, ФТС России, Ространснадзора планов совместных мероприятий, предусматривающих проведение круглосуточного контроля за перемещением автомобильного транспорта с продукцией, подлежащей ветеринарному и карантинному фитосанитарному контролю», — говорится в сообщении.

Это делается для предотвращения нелегальных поставок запрещённых к ввозу в РФ продуктов, а также в связи с ожидаемым увеличением объемов их импорта в преддверии новогодних праздников, отмечает ведомство.

Контроль за движением будет осуществляться на магистралях, пересекающих российско-белорусский и российско-казахстанский участки госграницы РФ, ведущих в крупные города регионов, а также на автодорогах, проходящих вблизи крупных городов.

Правительство РФ навсегда отказалось от экспортной пошлины на пшеницу

Правительство РФ навсегда отказалось от экспортной пошлины на пшеницу, заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, выступая на II Всемирном зерновом форуме. «Мы на 99% уверены, что к этому не вернемся. Надеюсь, никакой ситуации форс-мажора не будет», — сказал он

Дворкович отметил, что введение экспортной пошлины было не лучшим решением, но в условиях той макроэкономической ситуации другого выхода не было.

Пошлина на экспорт пшеницы из России начала действовать с лета 2015 г. После введения пошлины формула ее расчета несколько раз менялась. Она составляла 50% от таможенной стоимости минус 6,5 тыс. руб., но не менее 10 руб. за т. Правительство РФ обнулило экспортную пошлину на пшеницу с 23 сентября 2016 г. по 1 июля 2018 г.

Россельхознадзор с 19 мая запрещает ввоз кабачков и тыкв из Турции

Россельхознадзор с 19 мая запрещает ввоз кабачков и тыкв из Турции, сообщила ТАСС начальник управления фитосанитарного надзора и семенного контроля ведомства Ирина Андреевская

«Принято решение с 19 мая ввести запрет на ввоз кабачков из Турции в связи с систематическим обнаружением в продукции карантинных объектов», — сказала И. Андреевская. По ее словам, данная продукция относится к ТН ВЭД 070993 (тыквы, кабачки и прочие овощи семейства тыквенных).

Как отметила представитель Россельхознадзора, прежде всего под данным кодом в Россию ввозится такая продукция, как кабачки, объемы поставок турецкой тыквы в Россию невелики.

Ранее глава Россельхознадзора Сергей Данкверт сообщил в беседе с ТАСС, что ведомство может отказаться от планов закрыть весь импорт турецкой растительной продукции. Как отметил С. Данкверт, скорее всего, ведомство продолжит закрывать отдельные категории овощей и фруктов. Турецкая сторона наконец вышла на активные переговоры, отметил он.

Ранее Россельхознадзор заявлял о возможности ввести ограничения на ввоз всех фруктов и овощей из Турции из-за недоверия к фитосанитарной системе республики и отсутствия запрашиваемой информации.

С понедельника Россельхознадзор по фитосанитарным соображениям запретил ввоз в РФ салатов латук и айсберг из Турции. Эта мера предпринята в связи с обнаружением западного калифорнийского (цветочного) трипса. Ранее, в марте-апреле, ведомство запретило ввоз в РФ турецкого перца, гранатов и баклажанов.

Представители Россельхознадзора ранее говорили, что перечень запрещенной к ввозу продукции может быть расширен в том числе за счет кабачков, пекинской капусты, лимонов и грейпфрутов.

С 1 января 2016 г. Россия запретила ввоз ряда продовольственных товаров из Турции. Эти ограничительные меры были приняты после того, как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24 над территорией Сирии.

Минфин готовит новые поправки в закон о валютном регулировании

Минфин РФ подготовил законодательные поправки, предусматривающие ограничение размера штрафа для должностных лиц за нарушения валютного законодательства и их дисквалификацию при повторном нарушении, сообщил агентству «Интерфакс» источник в одном из экономических ведомств, знакомый с документом

Согласно проекту закона, предлагается внести изменения в статью 15.25. Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) («Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»).

Предполагается при нарушениях, предусмотренных этой статьей, ограничить размер штрафа для должностных лиц фиксированной суммой от 4 тыс. рублей до 5 тыс. рублей без привязки к сумме незаконной валютной операции и сроку просрочки зачисления на счет банка РФ валютных средств.

Такое же наказание предлагается вести для «лиц, ответственных за проведение внешнеторговой сделки» (Минэкономразвития при согласовании проекта отметило необходимость уточнить это понятие, поскольку в действующем законодательстве РФ оно не применяется).

Вместе с тем Минфин предложил ввести для этой категории лиц при повторном наказании за нарушения валютного законодательства дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Минфин при начале разработке законопроекта осенью 2015 года ссылался на малоэффективность санкций за совершение должностными лицами организации административных правонарушений, предусмотренных КоАП в части пресечения возможности свободно создавать юрлица и прекращать их деятельность при наличии долговых обязательств перед бюджетом РФ.

Законопроект предусматривает сохранить действующие положения КоАП о штрафах для граждан и юрлиц, а также распространить их на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выделив их в отдельную категорию.

Кроме того, предполагается внести изменения в статью 23 закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которые предоставят уполномоченным банкам право отказывать клиентам в проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного законодательства РФ и актам органов валютного регулирования.

В действующей редакции закона банкам как агентам валютного контроля предоставлено право отказывать в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании закона, либо представления им недостоверных документов.

Госдума одобрила запрет на ввоз в Россию лекарств для личного пользования

Госдума приняла во втором чтении законопроект, запрещающий ввозить в Россию лекарства для личного пользования без назначения врача

«Законопроектом в целях исключения возможности возникновения неправильного правоприменения в отношении ввозимых ядовитых веществ предлагается установить аналогичный разрешительный режим для ввоза рецептурных лекарственных препаратов, содержащих ядовитые вещества, физическими лицами для использования в личных целях», — говорится в сообщении.

Отмечается, что подтверждающие документы или их заверенные копии должны содержать данные о наименовании и количестве назначенного препарата. К подтверждающим документам на иностранном языке должен прилагаться нотариально заверенный перевод.

Таможня берет интеллектом

Новый способ увеличить та­мо­женную стоимость товаров Федеральная таможенная служба (ФТС) опробовала в споре с тайваньским производителем электроники Foxconn. Таможня увеличила таможенную стоимость товара, включив в нее сверх цены контракта платежи за пользование интеллектуальной собственностью. Спор прошел четыре судебные инстанции, которые выносили разные решения

До сих пор судебная практика по таким делам неустойчива, говорит старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Теперь она может измениться в пользу ФТС – прецедент создан Верховным судом 16 марта. Суд согласился с таможней и пересчитал таможенную стоимость ввезенных товаров.

В 2012–2013 гг. Foxconn ввозила на территорию Таможенного союза наклейки – сертификаты подлинности программного обеспечения Microsoft. Они нужны для определения подлинности установленного обеспечения, следует из материалов суда. Таможня решила, что сертификаты напрямую связаны с программным обеспечением, а значит, их тоже следует считать объектом интеллектуальной собственности, с которого выплачиваются роялти. Верховный суд с таможней согласился и решил увеличить таможенную стоимость товара на сумму лицензионных платежей.  На запрос «Ведомостей» ни в ФТС, ни в Foxconn не ответили.

Схемы, когда импортеры стараются разделить товары, которые ввозятся и продаются в России, популярны у бизнеса, говорит Еремин. Это позволяет сократить издержки, подтверждает консультант крупной иностранной компании. Включить роялти в стоимость товара можно только при двух условиях, объясняет партнер адвокатского бюро А2 Наталья Рясина. Первый: если их выплата – условие продажи товаров; и второй: если роялти относятся к ввезенному товару. По второму условию возникают проблемы, ФТС его очень широко толкует, говорит партнер «Пепеляев групп» Александр Косов. Например, ФТС добавляет в таможенную стоимость ввезенных комплектующих роялти, рассказывает он: ФТС считает, что такие роялти относятся к ввозимым комплектующим, так как они продаются потребителям под видом изготовленной из них продукции. Но потребитель выбирает продукцию, на которой нанесен товарный знак, а не комплектующие, из которых она собрана, считает Косов. Это касается всех сфер, где бренд отделен от самого товара, говорит Еремин: программного обеспечения, строительного оборудования, даже рекламы.

Включать ли роялти в стоимость товара при растаможивании – спорный вопрос, говорит Рясина. Иногда таможня включает роялти в таможенную стоимость уже даже как доход от продажи товара, рассказывает она.

Проблемы возникают не только с таможенными органами, говорит сотрудник производителя товаров массового потребления, но и с налоговыми.

Еще одна типичная схема – создание двух структур: транзитной – в стране с соглашением об избежании двойного налогообложения – и в офшоре, рассказывает партнер Ronlaw Partners Павел Романенко. Компании подписывают договоры о передаче товарного знака: лицензионный – между «прослойкой» и офшором и сублицензионный – с российской компанией (см. врез). Между суммами роялти по договорам устанавливается минимальная маржа – например, 1%, которая оседает в «прослойке» и обкладывается местным налогом, рассказывает консультант крупной компании. При переводе стоимость роялти будет минимальной.

Смольный ответил на скандальное предложение таможенников

Смольный высказался за создание единого центра электронного таможенного декларирования на территории, обслуживаемой Балтийской таможней. Соответствующее предложение содержится в ответе петербургских чиновников на известное письмо главы ФТС Андрея Бельянинова к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко

Таким образом, говорят эксперты, петербургские власти поддержали интересы участников ВЭД – грузоперевозчиков, таможенных брокеров и грузовладельцев.

В середине февраля А.Бельянинов обратился к Г.Полтавченко и к полпреду президента в СЗФО Владимиру Булавину с просьбой поддержать его намерение забрать у всех постов Балтийской таможни полномочия по проведению документального контроля и передать их таможенному посту «Бронка» Балтийской таможни (которым управляет ХК «Форум» арестованного недавно Дмитрия Михальченко) и Усть-Лужскому таможенному посту Кингисеппской таможни.

В.Булавин отреагировал быстро: «Рассмотрев позицию ФТС в отношении ограничения компетенции Балтийской таможни … сообщаю, что данное предложение не поддерживаю».

Губернатор отвечать не торопился. Как сообщала в марте председатель КЭПиСП Елена Ульянова, свою позицию Г.Полтавченко еще не сформировал. По информации руководителя одной из компаний-таможенных брокеров, Смольный начал собирать мнения участников ВЭД (брокеров, перевозчиков, грузовладельцев и т.д.) о намерении главы ФТС. «Мнения участников ВЭД однозначное – мы против, считаем, что это создает дополнительный административный барьер и приведет к увеличению наших издержек и сроков прохождения грузов через порт», — уверенно заявил брокер. Такую же позицию высказала и Ассоциация морских торговых портов России в своем письме главе ФТС.

Все участники ВЭД и эксперты, опрошенные РБК Петербург, утверждали, что не следует ни переносить оформление в Бронку, ни оставлять его на таможенных постах Большого порта. Надо пойти третьим путем – вообще прекратить бумажный документооборот на таможенных постах и полностью перевести оформление в электронный формат – в так называемое «электронное декларирование». Именно так оформляются грузы во всех развитых странах мира и даже в некоторых развивающихся. Этот формат показал свою эффективность и давно пора России поступить так же. Такое вариант участники УВЭД назвали лучшим решением для рынка. Его поддержал даже основной владелец холдинга «Форум» Дмитрий Михальченко.

Именно эту идею и поддержал Смольный. 21 марта исполняющий (на время отпуска Г.Полтавченко) обязанности губернатора Петербурга Александр Говорунов подписал ответное письмо А.Бельянинову в котором заявил: «Правительство Петербурга поддерживает необходимость создания единого центра электронного декларирования». Позицию Смольного А.Говорунов вкратце объяснил так: «В рамках рассмотрения обращения [письма Бельянинова – ред.] проведена рабочая встреча с руководителями Ассоциации морских торговых портов и крупнейших морских терминалов, расположенных на территории морского порта «Большой порт Санкт-Петербург»…Участниками встречи высказана необходимость ускорения полного перехода к электронному документообороту при оформлении товаров, осуществляющих пересечение через государственную границу Российской Федерации. Это позволит сократить время хранения грузов, ускорить процесс передачи товаров грузополучателю, уменьшить финансовые и транспортные издержки».

Таким образом, Смольный, как и В.Булавин, фактически отказался поддержать идею А.Бельянинова, но в отличии от полпреда, сообщил, какое именно решение правительство Петербурга считает правильным – то, что предлагает бизнес.

Россия и Польша согласовали условия транзита грузов

Российская и польская стороны обменялись разрешениями на транзит грузовиков на 2016 год. Об этом сообщает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков

АСМАП организует скорейшую доставку их в пункты выдачи. Касательно поступления разрешений необходимо связываться непосредственно с пунктами выдачи», — говорится в сообщении ассоциации.

В начале этого года Польша снизила число выдаваемых российским перевозчикам транзитных разрешений, в результате российские транспортные компании переориентировались на другие маршруты поставки грузов в Западную Европу — через Украину, Латвию, Литву, Эстонию.

За этим последовал фактический запрет на российский транзит через Украину. В начале февраля Россия и Польша не смогли согласовать объем квот и разрешений на грузовые перевозки, в течение месяца они не осуществлялись.

На заседании российско-польской Смешанной комиссии по вопросам сотрудничества в области международных автомобильных перевозок 31 марта — 1 апреля стороны согласовали контингент разрешений на 2016 год и обменялись 20 тысячами разрешений с каждой стороны до 15 апреля.

Общий контингент разрешений на весь год для каждой из сторон составит 170 тысяч штук. Российская сторона получила 160 тысяч польских двусторонних/транзитных разрешений и 10 тысяч разрешений на перевозку грузов в/из третьих стран

Яндекс.Метрика